+ 7 (495) 640 80 22

Налоговые споры о возможности применения упрощенной системы налогообложения

К нам периодически поступают запросы по поводу того, как быть если Общество вовремя не уведомило налоговый орган о применении упрощенной системы налогообложения (УСН), однако фактически уже несколько лет применяет УСН (подает декларации, проводит сверку расчетов и так далее) и в какой-то момент все-таки получает от налоговой — либо уведомление о неисполнении обязанности по предоставлению налоговой декларации по НДС (или по налогу на прибыль), либо вовсе отказ от принятия декларации по УСН.

Итак, согласно ст. 346.13. Налогового кодекса (НК РФ), организации и индивидуальные предприниматели (ИП), изъявившие желание перейти на УСН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря текущего календарного года, в этом случае переход на УСН состоится со следующего года (если конечно предприниматель вправе применять УСН согласно ст. 346.12. НК РФ).

Вновь созданная организация или ИП вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, в этом случае такие организации или ИП признаются налогоплательщиками УСН с даты постановки на налоговый учет.

Как же быть, если организация или ИП не подавали уведомления о переходе на УСН, но фактически применяют УСН?

На этот счет имеется уже достаточно обширная судебная практика.

Согласно правовой позиции, утвержденной Президиумом ВС РФ (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 4 июля 2018 г.)) налоговый орган не вправе ссылаться на несвоевременность уведомления вновь созданным субъектом предпринимательства о применении упрощенной системы налогообложения, если ранее им фактически признана обоснованность применения специального налогового режима налогоплательщиком.

Налоговый орган обязан своевременно осуществлять налоговый контроль и принимать меры в отношении состоящих на учете налогоплательщиков — требовать представления налоговой отчетности, приостанавливать операции по счетам, если отчетность не представлена (п. 2 ст. 22, пл. 1 и 5 п. 1 ст. 31, п. 2 ст. 32 НК РФ). Поэтому если своим поведением в течение налогового периода инспекция фактически признала правомерность применения налогоплательщиком УСН (не возражала против уплаты «упрощенного» налога и подачи декларации по нему), то она не вправе ссылаться на пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в обоснование изменения статуса налогоплательщика. Указанная Позиция доведена до налоговых органов Письмом ФНС России от 30 июля 2018 г. N КЧ-4-7/14643.

Пунктом 30 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019) установлено, что в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» спорный специальный налоговый режим установлен в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства.

Применение субъектами малого и среднего предпринимательства УСН носит уведомительный, а не разрешительный характер: правовое значение уведомления, направляемого согласно пп. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ организациями и индивидуальными предпринимателями, изъявившими желание перейти на УСН, состоит не в получении согласия налогового органа на применение данного специального налогового режима, а в выражении волеизъявления субъектов предпринимательства на добровольное применение УСН и в обеспечении надлежащего администрирования налога, полноты и своевременности его уплаты.

Таким образом, среди документов, которые могут подтвердить тот факт, что налогоплательщик применяет УСН могут быть:

  • поданные декларации по УСН;
  • платежные поручения по уплате УСН;
  • акты сверки с налоговым органом, где отражены суммы по УСН;
  • справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам;
  • требования налоговой о предоставлении пояснений по ранее поданной декларации УСН.

Кстати, указанная позиция распространяется и на случаи, когда налогоплательщик ранее применявший УСН начинает применять общую систему налогообложения (далее — ОСН), а налоговым органом фактически признан такой переход, что также подтверждается судебной практикой (например Решение АС Ульяновской области от 20.02.2020 по делу № А72-18008/2019).

Учитывая изложенное, налогоплательщик может в ответ на уведомление или требование налогового органа предоставить пояснения, с отражением указанной позиции судов и приложить документы (например, из указанного выше перечня), которые подтверждают, что инспекция, фактически признала ранее, правомерность применения налогоплательщиком УСН.

business-2879460_1280

Компания Юниконсул, юридический консалтинг, полное правовое сопровождение вашего бизнеса, имущественные, корпоративные, налоговые споры по приемлемым ценам. Сложные вопросы бухгалтерии. Разработка договоров, контрактов, меморандумов и иных правовых документов. Различные правовые услуги для граждан. По возникающим вопросам звоните нам: +7 (495) 640-80-22 или пишите: info@uconsul.ru.

БРОШЮРА ЮНИКОНСУЛ

Краткое описание, ключевые практики

СКАЧАТЬ

1,4 MB

Оплата услуг

Нажимая на кнопку "оплатить", Вы даете согласие на обработку своих персональных данных
ФИО:
Электронный адрес:
Введите сумму оплаты:

Отзывы и рекомендации
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и обработкой ваших данных.
Принять
Политика конфиденциальности