Регистрация ИП: с чего начать?
Индивидуальный предприниматель: общая информация
Если вы планируете заниматься какой-либо деятельностью, которая будет приносить вам доход (основной или дополнительный), стоит задуматься о регистрации ИП. Индивидуальный предприниматель – это физлицо, занимающееся коммерческой деятельностью с целью получения денежной прибыли. Именно ИП в нашей стране дает возможность работать легально, в соответствии с действующим законодательством. Еще один вариант встать на учет в качестве самозанятого, во всех остальных случаях речь идет о незаконной предпринимательской деятельности, за которую придется нести ответственность.
Другой важный вопрос, который требует особого подхода: «Как происходит регистрация ИП, и чего следует начинать?». Самый простой, быстрый и эффективный способ – это обратиться за помощью в компании, в сферу деятельности которых входит юридический консалтинг и регистрация ИП с нуля. Однако вам не помешает заранее знать, какие этапы придется пройти и какие бумаги собрать, чтобы зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
Кто может быть оформлен в качестве ИП?
Обязательное условие, которое прописано на законодательном уровне – это регистрация в качестве ИП дееспособного лица, которому исполнилось восемнадцать лет. Регистрация ИП не допускается некоторым специалистам – например адвокатам, прокурорам, военным, судьям. Нельзя зарегистрировать ИП, если гражданин не снят с учета в налоговой в качестве ИП. Запрещено ведение предпринимательской деятельности в случае банкротства.
Оформление ИП: основные этапы
Независимо от того, в каком регионе вы регистрируетесь, вам предстоит пройти несколько процедур, предусмотренных в российском законодательстве. Существует несколько этапов:
До регистрации. Первоначально стоит определиться с видами деятельности и налоговым режимом. Если у вас нет номера ИНН, нужно получить его в инспекции по месту регистрации. Можно также подать заявление о присвоении ИНН вместе со сдачей всех документов на регистрацию ИП. Однако лучше уже иметь документ на руках, а в случае отсутствия – сделать его до подачи заявления.
Выбор ОКВЭД по каталогу. ОКВЭД – это четырехзначный код в формате XX.XX. В соответствии с ним вы будете осуществлять свою предпринимательскую деятельность. Учтите, что для работы с некоторыми ОКВЭД потребуется предоставление справки об отсутствии судимости. Этот документ может быть заказан дополнительно на портале Госуслуг, в филиалах МФЦ или в МВД. Можно выбрать один или несколько кодов ОКВЭД. Основной код – та сфера, в которой вы и будете вести свою деятельность. Дополнительные коды помогут вам расширить свой бизнес. При выборе кодов по каталогу ОКВЭД будьте внимательны: некоторые формы деятельности предполагают налоговые каникулы. Это значит, что какой-то промежуток времени – например, год или два, можно не платить налоги. О такой возможности стоит узнать дополнительно.
Выбор формы налоговой отчетности (налоговой системы). В нашей стране действует несколько таких форм. По умолчанию используется ОСНО – основной режим. Можно также выбрать УСН (упрощенную систему налогообложения), патентную форму налогообложения (предполагается приобретение патента на ведение коммерческой деятельности и оплата фиксированной суммы два раза в год), единый сельскохозяйственный налог (актуально только для предпринимателей, работающих в сельском хозяйстве).
Подробнее о способе выбора системы налогообложения из числа УСН можно посмотреть в нашем ролике.
Заполнение заявления на регистрацию в качестве ИП. Для этого нужно обратиться в налоговую инспекцию или скачать бланк документа. Напоминаем, что с 25 ноября 2020 года вступили в действие новые регистрационные формы документов. Также необходимо правильно указывать контактные данные: мобильный телефон должен начинаться с +7, а городской – с цифры 8.
Оплатить государственную пошлину за регистрацию ИП. В настоящее время стоимость услуги составляет 800 рублей. Если подается заявление через портал Госуслуг, госпошлину платить не придется. Оплата производится, если заявление подается лично в рег. орган.
Собрать пакет документов. Гражданам РФ для регистрации в качестве ИП нужно предоставить оригинал и копию паспорта, квитанцию об оплате госпошлины, заявление по форме и заявление о применении льготного режима налогообложения.
Подача документов в налоговую. Если бумаги сдаются не лично, а через посредников, необходимо будет оформить доверенность у нотариуса. Документы можно подать не только в рег. орган, но и в МФЦ, в электронном виде (при наличии электронной цифровой подписи), по почте или через портал Госуслуг (нужно иметь подключенный личный кабинет).
Получение документов
Если бумаги вы собрали правильно, и информация, предоставленная в налоговую службу, соответствует действительности, то готовые документы можно будет забрать через три рабочих дня, не считая дня подачи. На руки вам должны выдать лист записи и уведомление о постановке на учёт в качестве индивидуального предпринимателя. Вы можете забрать бумаги лично или через посредника, но только в том случае, если оформили доверенность у нотариуса. Также готовый пакет документов может быть направлен по почте.
Что ещё следует учитывать, регистрируясь в качестве ИП?
Если подаете документы лично, то нужно обращаться в соответствующий регистрационный орган, в Москве это МИ ФНС № 46 по городу Москве.
Иногда налоговая служба отказывает в регистрации. Это случается, если вы собрали неполный пакет документов или при заполнении заявления допустили ошибки.
Если лист записи о регистрации в качестве ИП у вас на руках, можно приступать к ведению предпринимательской деятельности. Но для начала не забудьте открыть счёт в банке. Если же у вас возникают сомнения, и вы не уверены, что сможете самостоятельно собрать бумаги для оформления в качестве индивидуального предпринимателя, воспользуйтесь услугами консалтинговой компании.