+ 7 (495) 760 80 22

Виды налогового планирования

В экономическом праве нередко используется такой термин как «налоговое планирование». Специалисты отмечают: речь идет о возможном прогнозировании выплат и их сокращении абсолютно законными методами – с использованием предоставляемых государством льгот и субсидий.

Налоговое планирование – это понятие, которое в одинаковой мере затрагивает интересы как предприятий-плательщиков, так и самой страны. Первых интересует объем налоговых обязательств и их легальное уменьшение, а вторую – приблизительный размер поступаемых в бюджет денег и вероятность их последующего распределения.Возможность применения экономического прогнозирования предоставлена абсолютно всем организациям-налогоплательщикам. Она прописана на законодательном уровне и представляет собой использование спецрежимов и программ для различных ситуаций, форм деятельности. Грамотное налоговое планирование и юридический консалтинг позволяют подобрать оптимальный метод выплаты налогов. Это актуально для тех предприятий, которые работают в поддерживаемых властями направлениях и сферах. Специально для таких организаций в стране разработаны также особые меры поддержки – налоговые льготы. Нередко для оптимизации выплат используются не только различные документы и законы, но и пробелы в налоговом законодательстве. Правда, это становится возможным, если экономическим прогнозированием занимается профессионал, который находится в курсе всех изменений действующего законодательства.Результатом налогового планирования для фирм и индивидуальных предпринимателей может и должно стать сокращение налоговых обязательств. Отметим, что налоговое планирование – это неотъемлемая составляющая качественного финансового планирования и бизнес-плана.

Классификация видов налогового планирования

В различных экономических источниках налоговое планирование применяют к различным объектам и субъектам, в том числе к государству, корпорациям и компаниям, а также частным лицам. Есть также национальное и международное стратегическое планирование. Однако в большей степени нас интересуют именно корпорации и то, как они подходят к решению вопросов грамотного финансового прогнозирования.

Эксперты, работающие в сфере финансов, выделяют несколько признаков, составляющих основу грамотной классификации экономического прогнозирования. Так, виды планирования определяются в зависимости от:

  • целеполагания; различают стратегическое и тактическое налоговое планирование;
  • срока реализации; бывает текущее, оперативное (быстрое) и долгосрочное прогнозирование;
  • объема; есть тематические и полные финансовые планы;
  • этапа развития предприятия: в состоянии ликвидации, после открытия, в текущем режиме;
  • объектов: вся деятельность компании, ее отдельных подразделений или только финансовых операций;
  • субъектов – наружных и скрытых (внутри компании);
  • формы (или содержания): классический подход или оптимизационное прогнозирование.

Планирование финансовой деятельности в зависимости от целеполагания

Итак, бывает тактическое (или оперативное) и стратегическое прогнозирование. Первое необходимо, чтобы регулировать налоговую нагрузку с учетом текущих дел предприятия, держать руку на пульсе и моментально реагировать на изменение любых ситуаций как внутри компании, так и на законодательном уровне.

Стратегические планы – это особый механизм, который в перспективе позволяет оптимизировать выплаты, тем самым улучшив финансовую деятельность предприятия. Условия стратегического планирования – это вид и сфера работы организации, приверженность к какой-либо определенной организационно-правовой форме, структуре, места расположения. Результатом стратегического подхода становится выработка политики и принципов ведения деятельности компании. Стоит отметить, что тактическое прогнозирование базируется на принципах и данных стратегических финансовых планов организации с учетом выбранного пути.

План с учетом временного периода

Классический подход к экономическому прогнозированию в данном случае – это разделение времени планирования на оперативное (или квартальное, то есть на 3 месяца), текущее (или годовое) и долгосрочное, которое также можно назвать стратегическим. По мнению некоторых специалистов, по временным интервалам можно выделить текущее и долгосрочное планирование, причем первое подразделяется на два типа – это краткого срока и оперативное.

Представить финплан, независимо от временных рамок, без учета социально-экономический показателей становления экономики и каждой ее сферы в отдельности, невозможно. В расчет также стоит принимать характеристики прироста или снижения валового продукта, фиксируемую прибыль в области народного хозяйства, информацию о развитии регионов и субъектов РФ.

Оперативные планы позволяют дать максимально верную оценку тому, сколько налоговые отчислений ждет компанию. В рамках оперативного прогнозирования также готовятся аналитические информационные справки, где описываются нюансы краткосрочных планов на год. Такие меры проводятся не только компаниями-налогоплательщиками, но и государственными структурами. Им они помогают основать фундамент будущих предложений для компаний, прикинуть уровень налоговых льгот с учетом потребности предприятий, обозначить пути совершенствования обязательств на законодательном уровне.

Долгосрочное, или перспективное планирование на практике для хозяйственных объектов может включать следующие моменты:

  • знакомство с нормативной документацией, регламентирующей деятельность компаний в области налогов и экономики, прогнозирование дальнейшего развития с учетом полученной информации;
  • обзор традиционных мер в области финансового оборота, подробное изучение судебной практики, касающейся данных вопросов;
  • прогнозирование налоговых обязательств компании;
  • продумывание вариантов сценариев управления финансовыми потоками компании;
  • разработка графиков исполнения всех обязательств, закрепленных за компаниями на государственных уровнях, а также любых денежных трат, связанных с реальной работой и развитием организации;
  • оценка риска финансовых и иных инструментов, разработка сценариев возможного отклонения от намеченного плана и денежных показателей деятельности компании;
  • прогнозирование эффективности отдельных инструментов для оптимизации налоговых обязательств.

Текущее экономическое прогнозирование может состоять из нескольких мероприятий:

  • мониторинг изменений в действующем законодательстве; он может выполняться с любой периодичностью – например, раз в неделю, раз в три дня или раз в месяц;
  • динамичное прогнозирование налоговых выплат и обязательств, последствий сотрудничества с клиентами и партнерами;
  • составление календаря соответствия выплат государству, их соответствие изменяющимся активам компании;
  • прогнозирование и получение информации об отклонениях компании от средних показателей.

Стоит отметить, что именно работа с текущим положением дел и оперативное планирование позволяют разрабатывать стратегии для дальнейшего долгосрочного (перспективного) прогнозирования. Оно, кстати, включает всю совокупность налоговых выплат, в отличие от текущего планирования, где внимание уделяется конкретным видам. Стратегическое прогнозирование представляет собой метод экономического предвидения, что в перспективе позволяет владельцам бизнеса чувствовать уверенность в завтрашнем дне и возможность варьировать сценарии поведения с учетом изменяющейся обстановки. Кроме того, стратегическое прогнозирование позволяет своевременно вносить коррективы в финансовую политику компаний, определять направление их изменений. Долгосрочный план также принимают в расчет, когда составляют программу развития бизнеса. По результатам определяются финансовые возможности, сферы для распределения денежных ресурсов.

Как текущее (оперативное), так и долгосрочное (перспективное) планирование требуют наличия специального программного обеспечения для автоматизации многих процессов – например, отслеживания изменений в законодательных актах и нормативно-правовой документации. И, конечно, все вопросы, связанные с составлением налоговых прогнозов, должны решаться специалистами и экспертами с большой базой теоретических и практических знаний.

Прогнозирование внутреннее и внешнее

Наружное, или внешнее планирование налоговых обязательств обеспечивается несколькими процессами – например, переменой субъекта, вида предпринимательской деятельности или юрисдикции. В первом случае речь идет о замене одной организационно-правовой формы ведения бизнеса на другую – ту, в отношении которой налоговое законодательство наиболее благоприятно. Яркий пример – это ведение благотворительной деятельности, найм на работу специалистов с инвалидностью. В этом случае действует благоприятный налоговый режим, ведь бизнесмены могут рассчитывать на льготы и послабления со стороны государства.

Изменения вида деятельности – это трансформация компании, ее вовлечение в работу в той сфере, где налогов приходится платить меньше. Приведем пример. Деятельность торговой организации (магазина, супермаркета, точки на рынке) облагается налогами в большей степени, нежели торговые агенты или предприятия, ведущие комиссионную деятельность – работу с чужой продукцией и по чужому поручению за определенное денежное вознаграждение.

Изменение налоговых правомочий – это регистрация компании в том районе или субъекте федерации, где на определенных условиях действуют налоговые льготы и послабления. Стоит отметить, что каждый из регионов государства наделен определенными собственными полномочиями и может решать некоторые вопросы установления размера налоговых отчислений. Важно познакомиться с особенностями налоговой системы в каждом таком регионе, и при возможности регистрации на подходящей территории, возможно, сделать это.

Что же касается внутренней оптимизации налоговых обязательств, то здесь можно использовать один метод или комплекс приемов – например, выбор политики учета, создание эффективных схем контрактов, применение средств оборота, льгот и освобождений от налогов. Конкретные примеры – это прямое сокращение объекта, облагаемого налогами, метод разграничения отклонений и другие приемы.

Планирование оптимизационное и классическое

Классический подход к планированию предполагает своевременную оплату налогов, а его содержание сводится к определению размера платежей и исполнению обязательств. Оптимизационный принцип основывается на четком понимании экономической деятельности компании, причем результатом работы должно стать снижение налоговой нагрузки. Для этого могут использоваться различные финансовые приемы, которые основываются строго на действующей нормативной-правовой базе и правоприменительной практике.

Подведем итог

Финансовое прогнозирование налоговой нагрузки для предприятий-плательщиков – важный процесс, позволяющий минимизировать непредсказуемые последствия и обеспечить благоприятное развитие компании в настоящее время и на перспективу. Планирование обязательств – процесс для профессионалов. Дело в том, что просчитывать размеры налоговых отчислений процесс достаточно непростой и кроме того, достаточно непросто оптимизировать свою деятельность так, чтобы на законных основаниях снизить размер отчисляемых налогов.

БРОШЮРА ЮНИКОНСУЛ

Краткое описание, ключевые практики

СКАЧАТЬ

1 MB

Оплата услуг

Нажимая на кнопку "Оплатить", Вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Пользовательское соглашение
Политика обработки персональных данных

ФИО:
Введите сумму оплаты:
Введите E-mail:
Отзывы и рекомендации
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и обработкой ваших данных.
Принять